Страх за рулем вещь достаточно частая не только для новичков за рулем, но и для опытных водителей. В чем его причина? Чаще всего страх обусловлен чувством ответственности за пассажиров в салоне, сам автомобиль, встречных водителей и пешеходов, имеющих склонность перебегать дорогу в запрещенных местах. Если подумать, то чувство это вполне естественное и нормальное, беда, если страх переходит в панику и ужас. В таком состоянии за рулем делать нечего, сначала нужно с ним совладать. Вопрос в том, как с ним справиться? Можно воспользоваться старым «добрым» методом обучения плаванью – наплевать на страхи, бросить себя в омут и пытаться плыть, вот только станет ли легче?
Существует немало психологических приемов, позволяющих победить страх во время езды, но, учтите, в один день с этим бесом не совладать, поэтому не торопитесь. Сначала обратимся к тому, откуда растут ноги у страха.
Первопричины страха:
- стресс, связанный с самим обучением в автошколе: гонка за постижением теории и овладением практическими навыками вождения выматывает не меньше чем бег с препятствиями;
- старый автомобиль: экономные автошколы зачастую сажают новичков в натуральные «консервные банки», дребезжащие во время езды всеми частями, несчастный ученик только и думает, как бы она дорогой не рассыпалась на запчасти;
- телевидение: ежедневно в новостях мелькают сюжеты о страшных авариях с жертвами, и нередко за рулем были опытные водители.
Это только вершина айсберга, причин для страха у новичка предостаточно. Даже если на площадке всё отлично получается, расслабляться не стоит. Первый самостоятельный выезд «в город» может легко вогнать в страх. Боже, как же одновременно крутить руль, смотреть во все зеркала, переключать передачи и включать поворотники? А если ещё и снег или дождь, и нужно помнить о дворниках и качестве дорожного покрытия? А вокруг море опытных автолюбителей сигналит новичку, подрезает, крутит пальцами у виска и гневно, но неслышно, кричит что-то явно оскорбительного характера, словно сами никогда не учились.
И здесь необходима помощь инструктора. Именно он должен помочь ученику понять, что происходит вокруг, как почувствовать себя равноправным участником дорожного движения, как чувствовать автомобиль – его габариты, работу двигателя, чуткость отзыва педалей. А также как отключиться от мысли «как я выгляжу за рулем?».
Способы снятия стресса за рулём
Среди главных методик снятия стресса – регуляция дыхания методом внушения. Что нужно делать? Прежде всего устройтесь как можно удобнее, в идеале, конечно, принять горизонтальное положение, то есть лечь, но можно и просто откинуться на спинку сиденья. Расслабьтесь, закройте глаза и начинайте дышать следующим образом: сделайте глубокий вдох носом, на пике задержите дыхание и медленно выдохните. Повторите несколько раз.
Ещё одна зарекомендовавшая методика – техника «минутной релаксации». Необходимо представить себя в кинотеатре, героем фильма. Отвлекитесь от ощущения реальности и просто наблюдайте за происходящим. Старайтесь максимально отрешиться от всего, что в данный момент вас беспокоит. И как только у вас-«киногероя» появится чувство спокойствия, остановите «просмотр», почувствуйте себя самим собой и прислушайтесь к собственным ощущениям. Если дыхание нормализовалось, и вы почувствовали себя спокойнее и увереннее – отлично. Если нет – попробуйте ещё раз. А если совсем никак не получается успокоиться, то советуем позвонить друзьям или родным, чтобы они помогли вам взять себя в руки или, на худой конец, отогнать машину. Если же подобные страхи преследуют вас постоянно и никакой аутотренинг не помогает с ними справиться, лучше всего будет обратиться к специалисту, так как вероятнее всего проблема куда серьезнее, чем нервные опасения новичка.
Удачи вам на дороге!